/Фаина Раневская. История одиночества
Фаина Раневская. История одиночества1

Фаина Раневская. История одиночества

Копна седых волос, грустная улыбка и вселенская скорбь в огромных глазах – народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская дает первое и последнее в своей жизни интервью. Удивительно, что интервью – первое. Бесконечно жаль, что единственное. Ей 83 года. Она плохо себя чувствует, но бодрится – «симулирует здоровье». Нет привычных колкостей, язвительных замечаний. Тонкая ирония и отрешенное спокойствие. А еще – убийственно горькая констатация: «Я не сыграла ничего из того, что могла бы сыграть».

Фаина Раневская. История одиночества2

Великая актриса не лукавила. За 60 с лишним лет работы – ни одной масштабной роли, достойной ее поистине уникального таланта. Обожание зрителей и правителей, восторг критиков и при этом – постоянный творческий голод, катастрофическая не востребованность. То ли козни «шлюхи – судьбы», то ли кара небесная за то, что, подавшись в лицедейки, нарушила отцовскую волю…

Фаина Раневская. История одиночества3

Состоятельный и уважаемый в родном Таганроге Гирши Хаимович Фельдман, был весьма практичным человеком, в отличие от жены своей, Милки Рафаиловны, страстной театралки. Младшая дочь Фаня, родившаяся 15 августа 1896 года, до поры, особых хлопот ему не доставляла. Разве что обидчива и замкнута была сверх меры. По этой причине даже гимназию не закончила – занималась с преподавателями дома. Заявление нескладной, заикающейся и некрасивой девочки о желании стать артисткой Фельдман всерьез не воспринял. А зря. Строптивица проявила «железный характер» – в 1915 году, после нескольких месяцев занятий в приватной театральной студии, укатила в Москву. Через два года семья эмигрировала за границу, и Фаина осталась совершенно одна. Больше с отцом она не встречалась.

Фаина Раневская. История одиночества4

Нельзя сказать, что жизнь столичная совсем не заладилась. Энергичная барышня довольно быстро стала своим человеком в театральных кругах, завсегдатаем модных литературных вечеров. Все было замечательно, но не было ни денег, ни работы. Отмечая необычный типаж и несомненную одаренность юной провинциалки, театральные агенты всё же заключать с ней контракты совсем не торопились. А денег катастрофически не хватало. Мамины переводы позволяли едва сводить концы с концами. Предложение поработать сезон в бакинском театре стало для Фаины спасательным кругом.

Фаина Раневская. История одиночества5

Сменив неблагозвучную фамилию Фельдман на Раневская, в честь героини обожаемой пьесы Чехова, полтора десятка лет работала Фаина Георгиевна в провинциальных театрах.
Революция, ужасы гражданской войны, полунищенское существование – ничто не могло поколебать её несокрушимую убежденность в правильности сделанного выбора: «Я профессию не выбирала – она таилась во мне».

Фаина Раневская. История одиночества6

Специальное образование так и не было получено. Азам мастерства обучила её Павла Вульф – талантливая актриса, ставшая для девушки добрым гением, А недостаток опыта на сцене с лихвой компенсировала Фаня искромётным юмором и залихватской импровизацией, приводившей в восторг зрителей. Спектаклям с её участием успех был обеспечен при любом раскладе. Но как же хотелось обратно в столицу! 200 сыгранных ролей – вполне достойный «послужной список»! В 1931 году она вернулась в Москву.

Фаина Раневская. История одиночества7

И началось кочевье по театрам в безуспешных поисках «святого искусства», найденного, как утверждала актриса, только в Третьяковской галерее: «Переспав со всеми театрами Москвы, я ни с одним не получила удовольствие». Столичные режиссеры ее не жаловали. Язвительная, инициативная, не терпящая серость и посредственность, Раневская своей игрой зачастую полностью меняла акценты постановки, ухитряясь крошечную второстепенную роль сделать едва ли не главной. Смириться с таким «подрывом авторитета» мог далеко не каждый.

Фаина Раневская. История одиночества10

Зрителям до закулисных склок и разборок дела не было – народ «на Раневскую» толпами валил, где бы она ни играла. Даже эпизодическое появление ее на сцене вызывало шквал эмоций – от безудержного хохота, до безудержных слез в спектакле театра Моссовета с символическим названием «Дальше – тишина».

Фаина Раневская. История одиночества11

Театр был главной и единственной страстью её жизни. С кинематографом отношения, мягко говоря, не сложились. За пятьдесят лет – всего двадцать пять фильмов, всего одна главная роль – несравненной мадам Скороход в драме «Мечта»! Настоящая трагедия для таланта такого уровня! Сниматься звали её редко. Поэтому, хотя и относилась великая актриса к кинематографу настороженно («деньги съедены, позор остался!», «сыграть в плохом фильме – плюнуть в вечность!»), играть соглашалась с радостью даже эпизодические, а иногда и вовсе «бессловесные» роли.

Фаина Раневская. История одиночества9

Тем не менее, её второстепенные персонажи становились главной изюминкой, обеспечивая успех самым посредственным фильмам. Не важно, кто это был – хитрая попадья, томная тапёрша, коварная мачеха, ушлая спекулянтка или амбициозная властная дамочка. Всего за несколько минут экранного времени успевала рассказать великая лицедейка историю целой жизни. В ход шло всё – наряды, мимика, жесты. А главное – текст, почти всегда дописанный самой актрисой. Остроумные реплики ее героинь моментально становились крылатыми, пополняя огромный список афоризмов, произнесенных Раневской.

Ее игрой восхищались Рузвельт и Чаплин, ее имя – в десятке самых талантливых актрис ХХ века, знакомством с ней гордились многие выдающиеся личности, а она ненавидела свою славу и маялась всю жизнь. От вечного недовольства собой («у меня головокружение от отсутствия успехов») и безнадежного одиночества, особенно в последние годы. Ни друзей, ни детей, ни внуков: «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной».

Фаина Раневская. История одиночества8

Она ушла в июле 1984 года. Остался на пленках целый мир ее восхитительных персонажей, зачитываются в интернете ее смешными и острыми афоризмами внуки мальчишек, когда-то донимавших гениальную актрису воплями: «Муля, не нервируй меня!». Жизнь, пусть и виртуальная, продолжается. Вероятно, это и есть бессмертие….


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ!!

comments powered by HyperComments